Самовары
Покупка, продажа, оценка антиквариата в Екатеринбурге.
В магазине представлены угольные самовары фабрик Баташевых, Олейникова и Зимина и прочих - разных типов и форм: "банка", "рюмка", "репка", "шар", "груша", "дуля", "пушка".
Русские самовары - одно из самобытнейших явлений в истории художественной обработки металла. Они появились в России в XVIII веке, когда в быту стало распространяться чаепитие. Известно, что со второй половины XVIII века самовары делали в Туле, на Урале, в Москве, Петербурге, Ярославле, Архангельске. Известно также, что первые самовары были похожи на предшествовавшие им бытовые приборы - "сосуды-кухни" и сбитенники. Бытовало еще довольно много приборов (бульетки, самовары-кофейники, дорожные самовары), которые можно рассматривать как разновидность самовара или как родственные ему предметы.
В конце XVIII и начале XIX века форма афмфор и детали декорировки подчинялись господствовавшему в то время стилю ампир. Уральские кустари делали до одиннадцати тысяч самоваров ежегодно. Их увозили на ярмарки в Ирбит, Ишим, Мензелинск. Бойко торговали самоварами в Перми, Уфе, Тюмени, Екатеринбурге, Томске, Кунгуре и на мелких сельских базарах.
На ряду с медными на Урале делали и чугунные самовары. Их отливали в Кыштыме, где в конце XIX века кустари металлических промыслов объединились в "Кыштымское акционерное товарищество".
Ручки, краны, конфорки, отдушины самоваров фигурные. Декоративная насечка, орнамент в виде поясков и крупных завитков, рельефные трилистники и бусины придают самоварам торжественный, праздничный вид. В воображении русских мастеров самовар всегда рисовался прекрасным. Не случайно его резервуар они называли "вазой", а трубу-жаровню "кувшином". "Ветка" обозначала ключ самоварного крана, "репеёк" - пластинку на месте его крепления, "паровички" - маленькие крышечки на отверстиях для выхода пара...
Прежде чем приступать к выделке самовара, мастер испытывал материал - медь, латунь, томпак, серебро. По листу металла или сплава он проводил шилом, и если процарапанная линия была непрерывной, то качество листа считалось хорошим и он шел на изготовление резервуара. Из менее качественного делали жаровую трубу и мелкие детали.
Молотками на наковальнях расковывали заготовку, "наводили" самовару нужную форму, краны и ручки - отливали. Когда все части были готовы - самовар собирали. Медные самовары затем лудили, латунные - серебрили ртутным или гальваническим способом. Применяли и плакирование - покрытие тонким слоем серебра. Во второй половине XIX века самовары стали никелировать.